Т.А. Мяло «Приемы повышения качества обучения». Из опыта работы.

  

  Среди приёмов, существенно повышающих качество обучения спецпредметам, особое место занимает организация  деятельности учащихся в подгруппах. Под групповой формой обучения понимают такую организацию учебных занятий, при которой группе учащихся ставят единую познавательную задачу, а для решения необходимо объединение усилий всех её членов и их тесное взаимодействие. Как правило, групповая деятельность учащихся при изучении спецпредметов в условиях урочной системы сочетается с другими формами организации преподавания. Её особенность в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую  им помощь от своих товарищей (без снижения общих требований), т.е. обучающую работу ведёт не только преподаватель, но и  учащиеся.

          Иногда, особенно на первых занятиях, деление на подгруппы бывает недостаточно эффективным. Учеными доказано, что причина этого – формы предшествующего обучения. Учащимся трудно сразу перейти от индивидуальной работы к групповой, для этого необходимы некоторые психологические знания, которых ребятам обычно не хватает. Поэтому удобно такие знания предлагать учащимся в виде «памяток». Так, с целью психологической подготовки к взаимоконтролю я применяю такую памятку:

1)     Внимательно выслушай и пойми товарища по группе.

2)     Если не понял –  спроси ещё раз.

3)     Высказывай свои мысли группе кратко и чётко.

4)     Если не согласен с ответом товарища, объясни почему.

5)     Если не согласны с тобой, установи – почему.

6)     Если доказали неверность твоих взглядов, признай свою ошибку.

7) Помни: решение  проблемы зависит от каждого члена группы.

            Нужно иметь в виду: наилучшие условия для групповой работы – дружеские, благожелательные или нейтральные отношения; решение поставленной учебной задачи должно осуществляться не путем сложения «хаотичных» усилий отдельных членов группы, а в результате создания диалоговых ситуаций, включающих постановку вопроса и ответ, выслушивание мнений – согласия или возражения.

           Такая форма организации обучения активно используется, в основном, при изучении нового материала на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока.

           Групповую форму занятий  можно применять на занятиях:

1)      изучения нового материала по учебнику;

2)     построенных на взаимообучении учащихся в подгруппах;

3)     урок углубления приобретенных знаний;

4)     решения задач;

5)     урок – деловая или дидактическая игра;

6)     урок-соревнование;

7) урок - пресс-конференция;

8) урок-семинар;

9) урок, которые ведут учащиеся;

10) урок творчества; 

       11) урок  «Что? Где? Когда?»;

       12) урок-консультация;

       13) урок-зачёт;

       14) урок-экскурсия.

             Комплектование учебных подгрупп лучше проводить по принципу добровольности. Учитывая взаимоотношения учащихся, не следует в подгруппу включать тех учащихся, с кем хотя бы один не хочет работать. Подгруппы могут:

  а) формироваться из учащихся, имеющих разные учебные возможности или одинаковые;

б) быть временными или постоянными.

            Занятия в постоянных коллективах способствуют глубокому изучению материала, раскрытию возможностей каждого учащегося, выработке определенного стиля работы. Конечно, постоянство учебных подгрупп  относительно: при изменении учебных возможностей учащийся может перейти в другую подгруппу или стать руководителем. Практические занятия показывают,  что  на первом этапе изучения спецпредметов нецелесообразно сохранять состав  подгрупп постоянным.

           Подгруппы лучше всего комплектовать из 4-6 человек. И при групповой работе преподаватель остается центральной фигурой, организующей учебный процесс. Главная  его функция – создание атмосферы сотрудничества учащихся. Он формулирует цель  урока, распределяет задания между группами, помогает наладить работу в них, регулирует ход выполнения заданий, подводит итоги.

           Приведу примеры использования группой деятельности учащихся на уроках разных типов.

            1. Урок изучения нового материала по технологии отделочных строительных работ по теме «Простейшая малярная  отделка».

           Я создаю подгруппы для изучения  разных технологических процессов,

формулирую цели урока. Вся соответствующая литература находится на столах учащихся. Каждой подгруппе предлагаю для изучения необходимые инструменты и плакаты. Предлагаю подгруппам план ответа:

1) особенность отделки и сфера использования;

2) необходимые инструменты и приспособления;

3) описание технологического процесса выполнения отделки поверхности;

4) приемы безопасной работы.

            Материал разбирается внутри подгрупп, затем каждая подгруппа выступает с  рассказом, в котором раскрываются все пункты плана ответа. Отвечают все желающие из команды, а члены других команд  задают вопросы. Основные выводы записываем в тетрадях.

            Примеров таких уроков изучения нового материала можно привести много, это и «Декоративная штукатурка» по технологии отделочных строительных работ, «Органические вяжущие вещества», «Обшивочные материалы»  по  материаловедению и т. д.

 

            2. Использование групповой деятельности учащихся на уроках с решением задач.

           Задачи для группового решения я подбираю так, чтобы каждая  следующая включала в себя составным элементом предыдущую и была сложнее. Это позволяет продвигаться вперёд постепенно, делать каждую задачу посильной для слабоуспевающих, обеспечивает полную занятость наиболее подготовленным членам подгрупп. Учащиеся приступают к решению первой задачи, если кто-то из членов подгруппы справляется с ней, то сразу переходит к решению  следующей. Когда все члены подгруппы справились с заданием, начинается обсуждение решения. Если же кто-то не мог справиться за отведенное время с задачами, товарищи по подгруппе оказывают помощь, в ходе которой выделяется часть, составляющая суть предыдущей задачи, устанавливается разница между задачами. При такой работе обеспечивается индивидуальный темп работы, учащиеся приобретают уверенность в своих силах, оказывают помощь друг другу.

 

    3.Урок выполнения лабораторной работы.

         Подгруппы с низкими и средними  познавательными возможностями  выполняют задания, руководствуясь инструкцией, имеющейся в учебнике, а подгруппы с высокими возможностями – пользуясь обобщенными планами выполнения задания, при этом они могут делать и дополнительные задания. Например, построить график по результатам опытов, сравнить результаты. Такой подход к выполнению лабораторных работ устраняет неодновременность завершения действий учеников, характерную для различных подгрупп. Я провожу лабораторные работы,  и, не разбивая группу на сильных и слабых учащихся. В подгруппе будут и те и другие учащиеся.

      Такой подход к построению урока способствует обобщению обширного материала, позволяет использовать оборудование с наибольшей отдачей.

 

        4. Групповую деятельность учащихся я использую и на уроке- соревновании. На таком уроке   воспитывается чувство личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом. На мой взгляд, такая форма проведения урока наиболее эффективна. Учащиеся легко втягиваются в игру и бывают очень активны. В результате за короткое время можно повторить большой объем учебного материала и при необходимости изучить новый материал.

         За неделю до проведения такого урока, я  разбиваю группу на подгруппы-команды. Для отличия команды готовят визитки или разноцветные ленты, которые крепят перед игрой к одежде.

           Каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название. В жюри отбираю наиболее успевающих учащихся или учащихся старших курсов.

           В начале урока сообщаю, что при начислении баллов учитывается качество ответа, активность всех членов команды, соблюдение дисциплины в ходе обсуждения ответа.

          Например, можно использовать следующие конкурсы на подобном уроке: 

      1) Представление команд.

      2) Разминка. 

Преподаватель задает вопросы всем командам сразу, право на ответ получает та, которая первой найдет решение. При неправильном ответе право отвечать переходит к другой команде.

  3) Проверка домашнего задания.

  4) Конкурс капитанов и «ромашка».

Капитаны выходят к доске, каждый получает лист бумаги с заданием. Во время работы капитанов остальные члены команд выполняют индивидуальные задания. Их условия записаны на обратной стороне лепестков бумажной «ромашки» (для каждой команды делается своя «ромашка»).

Каждый учащийся отрывает понравившийся лепесток, решает задачу или отвечает на вопрос и сдает ответ вместе с лепестком в жюри.

 5) Конкурс «Веришь - не веришь».

Преподаватель зачитывает вслух правильные и неправильные утверждения. Если учащиеся согласны («верят»), то поднимают по знаку зеленые карточки, а если не согласны – красные. Свой ответ нужно обосновать.

7)     Конкурс  «Дуэль».

Команды задают друг другу придуманные ими на уроке  вопросы, на которые члены другой команды должны ответить.

Жюри оценивает качество как вопросов, так и ответов.

          В конце урока жюри подводит окончательные итоги соревнования, вручает заранее оформленные грамоты.

 

          Таким образом, групповая деятельность выступает одним из средств дифференциации и индивидуализации обучения. Учащийся в подгруппе реализует деятельностный подход к преподаванию и этим повышает интерес к занятиям, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся. Деятельность учебных групп воспитывает трудолюбие, чувство взаимопомощи и умение работать в коллективе.

                                                                                    Татьяна Мяло

         

 Возврат на главную страницу

Используются технологии uCoz